Фантастика

В узком смысле фантастика – жанр в литературе, искусстве или кино. В широком – разновидность мимесиса. Эстетическая доминанта фантастики – категория фантастического. Она состоит в нарушении границ, рамок, «условностей». Фантастическое допущения является главным признаком жанра.

Фантастическое допущение

Фантастическая идея, или фантастическое допущение – главная черта жанра фантастики. Допущение представляет собой введение в сюжет фактора, который невозможен с точки зрения зрителя, читателя или героев сюжета («допущении» его существования в сеттинге произведения). В какой-то мере оно противопоставлено реалистическому допущению, то есть такому вымыслу, который не противоречит возможному, исходя из представлений человека об окружающем мире.

Реалистическое допущение широко применяется в художественной литературе реализма. Остальные элементы фантастического произведения, такие как построение сюжета, литературные приёмы, проблематика, у произведений в жанре фантастики мало чем отличаются от произведений в жанре реализма.

Фантастика начала XX века

Первая половина XX века была ознаменована расцветом научно-фантастического жанра. Главным идеологом этого жанра в то время стал Герберт Уэллс, англичанин. Его книги «Человек-невидимка», «Война миров», «Машина Времени», «Когда Спящий проснётся» стали примером для множества подражаний. Научная фантастика выделяется из основной массы фантастики своим стремлением предвосхитить технический прогресс, предсказать развитие науки и техники. Особенно часто темы научной фантастики затрагивают исследование космоса.

Действие научно-фантастических книг зачастую происходит в будущем. Герои часто пользуются невиданными изобретениями, открытиями, неразгаданными явлениями природы. Самыми значимыми подражателями Уэллса в СССР стали Алексей Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина») и Александр Беляев («Голова профессора Доуэля», «Борьба в эфире», «Человек-амфибия»).

Вторая половина XX века

Традиционная научная фантастика в середине XX века выродилась в развлекательный жанр «космическая опера». Человечество постепенно разочаровалось в предвосхищении прогресса. В рамках научной фантастики публикуется социальная сатира, антиутопии-предупреждения. В основе писателей-фантастов конца XX века лежат социальные и психологические драмы. Таковы, например, произведения братьев Стругацких, Айзека Азимова, Рэя Брэдбери, Роберта Хайнлайна, Фрэнка Герберта.

То, что человечество разочаровалось в техническом прогрессе, послужило толчком к началу «литературы побега», то есть фантастике, которая не связана с реальностью. Вторая половина XX века пережила бум фентези. Начало бума было положено произведениями Толкина и Говарда. Затем появилось множество писателей, которые основывались на мистике, мифологии и средневековом романтизме, таковы Роджер Желязны, Урсула Ле Гуин, Майкл Муркок, Пол Андерсон и другие.

С появлением и развитием кино, фантастика перестала быть жанром литературы. Фильмы с фантастическим уклоном стали снимать ещё в начале XX века (1902 год, «Путешествие на Луну»). Вторая половина прошлого века ознаменовалась расцветом киноэкранной фантастики. С появлением современных технологий съёмки, а особенно с развитием компьютерных технологий, появилась возможность воплощения на экранах кинотеатров того, что ранее было невозможно.

В кино появились фантастические существа, вымышленная гигантская техника, декорации с других планет. В США кинематографическая и телевизионная фантастика достигла невиданных размахов. Там были сняты известные на весь мир фильмы – «Властелин Колец», «Терминатор», «Матрица», «Звёздные воины». Также там производились сериалы «Вавилон-5», «Звёздные врата», «Звёздный крейсер «Галактика», «Звёздный путь». Вместе с массовой кинофантастикой выходила и экспериментальная, элитарная. Например, фильмы Тима Бёртона, Андрея Тарковского, Стэнли Кубрика.

Такая форма массового искусства, как комикс, также стала формой для фантастических произведений. Особенно широко это проявлялось в США, Франции и Японии. В Японии был создан целый жанр комиксов в стиле «манга», сюжет которых чаще всего был фантастический. В США были созданы комиксы о супергероях. Появлялись также и более серьёзные работы.

Конец XX - начало XXI века

На рубеже веков фантастика снова стала востребованной в коммерции. Возник большой спрос на подростковую развлекательную фантастику. К этому времени относится «Гарри Поттер», созданный Джоан Роулинг. Возникают компьютерные игры, которые, конечно же, в основном получили фантастический сюжет. Особо стоит коснуться фантастических вселенных. Вокруг сюжета игры или фильма строился определённый порядок вещей и декораций, которые охотно копировались в другие фильмы, игры или комиксы.

В это же время проблемы философии и устройства общества в фантастике окончательно изжили себя повторениями. Сюжет начинает уступать место экспериментам со стилем. Проза Пола Ди Филиппо, Нила Геймана, Нила Стивенсона, Чайны Мьевиля имеет оттенки постмодернизма. Популярным становится юмористическое фентези, созданное Терри Пратчеттом.

В огромном количестве появились компьютерные игры, которые достигли на настоящий момент своего расцвета. Большая часть игровых сюжетов построена на фантастике. Это практически все игры RPG, огромная часть квестов и шутеров, стратегии. Игровые вселенные послужили основой для создания книг, настольных игр, фильмов и комиксов.