Чёрный юмор

Чёрным юмором называется род юмора, содержащий примесь цинизма, высмеивающий болезни, смерть, физическое уродство, или шутки на другие «мрачные», макабрические темы. Этот юмор часто встречается как ингредиент абсурда в кино и литературе («Монти Пайтон», ОБЭРИУ, театр абсурда).

Происхождение термина

Термин произошёл от французского выражения «humour noir». Впервые встречается в 1880-е годы у символиста Гюисманса, но широкое употребление получил при помощи адептов сюрреализма. В первую очередь – благодаря Андре Бретону, который составил в 1939 году «Антологию чёрного юмора».

Бретон считал, что истоки «чёрного юмора» лежат в литературе Просвещения. Он ссылался на произведения Свифта («Скромное предложение»), Стерна («Тристрам Шенди»), Вольтера («Кандид»). Некоторые пародии на готический роман также не чужды оттенков «чёрного». Чтобы обосновать мрачную комедию с точки зрения философии и психологии, сюрреалисты ссылались на учения Гегеля и труды Фрейда.

В фольклоре

Чёрный юмор в простонародной среде продолжил карнавальную традицию средневековья, ярким явлением которой были «пир во время чумы» и «пляска смерти». Подлинно народными стали полная ужасов немецкая детская книжка «Стёпка-Растрёпка» и мрачная песня, которую пели в бурлетте «Сержант-рекрутёр». В фольклоре термин «чёрный юмор» используют для определения таких форм городского современного фольклора, как анекдоты о мёртвых младенцах и «садистские стишки».

В литературе

Бретон включил в свою «Антологию чёрного юмора» сочинения Льюиса Кэрролла и Шарля Бодлера. В русской литературе характеристика «чёрный юмор» прочно закрепилась за именами Даниила Хармса, Григория Остера («Вредные советы»), Олега Григорьева, Саши Чёрного и Антоши Чехонте (святочные рассказы).

В кино

Английская «чёрная комедия» (black comedy) целиком построена на том, что высмеивает неприкасаемые, священные темы. Вершина её – продукция «Монти Пайтона» и послевоенные фильмы Ealing Studios «Замочить старушку» и «Добрые сердца и короны». Традиции жанра в настоящем времени продолжаются Эдгаром Райтом («Зомби по имени Шон», 2004).

В кинематографических традициях других стран можно также встретить «комедию ужасов» (comedy horror). Она проявляется весьма разнообразно – от «Дома» Нобухико Обаяси до «Бала вампиров» Романа Поланского.

Многие достаточно популярные, ставшие примером для подражания голливудские режиссёры прибегают к чёрному юмору. Таковы, например, Квентин Тарантино («Бешеные псы»), Роберт Земекис («Смерть ей к лицу»), Тим Бёртон («Труп невесты»), братья Коэн («Бартон Финк»).