Мир звуков в фильмах Бёртона

Не вызывает сомнения, что Тим Бёртон - режиссёр, известный более своими образами, нежели звуками. Однако, эти звуки, музыка и то, как он использует ее, помогают зрителю понимать те удивительные изображения, которые он создает. Бертон воплотил в себе тот редкий тип кинематографиста, который понимает истинную значимость музыки и знает, как использовать её, для того чтобы она была способна дополнять его образы.

В короткометражном мультфильме под названием "Винсент", первой из значительных работ Бертона, роль музыки сводилась к минимуму, в отличие от последующих его фильмов. В "Винсенте» музыка Кена Хилтона привносила немного причудливости в чёрно-белый мир фильма, а известные мелодии помогали определить, где кончается безумие, и начинается реальность. Композиторы Майкл Конвертино и Дэвид Ньюман в "Франкенвинни" создали довольно традиционный скор для бертоновского фильма, то есть балансирующий на грани между мрачным и радостным. Уже эти ранние работы характеризуются определенным качеством музыки, такой же уникальной, как и все бертоновские образы.

Полнометражный фильм "Большое приключение Пи-Ви" - первая совместная работа Бертона с композитором Дэнни Эльфманом, одним из участников группы Oingo Boingo, ставшая впоследствии многолетним творческим союзом. Музыка Эльфмана подчеркнула саму суть персонажа Пола Рубенса, Пи-Ви Германа, а также привнесла в картину определенный размах, как отметил Бертон: "У нас не было денег на большие начальные титры, поэтому важно было попытаться задать тон как можно лучше с самого начала, и музыка, безусловно, в этом помогает".

Перед Эльфманом стояла непростая задача – создать такую звуковую дорожку, которая могла бы дополнить и улучшить низкобютжетный фильм, и композитор прекрасно с этим справился.

Его музыка чудесно подчеркнула безумный карнавальный мир фильма, в ней, как и в самой картине, сочетающей почти все жанры кино, смешались самые разные музыкальные направления. Фильм стал финансово успешным и оригинальным, во многом благодаря необыкновенной музыке Эльфмана. Сотрудничество и дружба режиссера Тима Бертона и композитора Дэнни Эльфмана продолжаются и по сей день.

"Битлджус", также плод совместного творчества Бертона и Эльфмана, имеет один из самых необыкновенных саундтреков, написанных когда-либо для голливудского фильма. В этой музыке смешались ритмы калипсо и мелодии в стиле польки. Скор к этой картине стал прекрасной возможностью для Эльфмана открыть миру свое воображение, он постарался использовать дизайн фильма как источник вдохновения для создания самых что ни на есть диких и креативных композиций. Кроме того, свежие тропические нотки привнесла в Междумирье музыка Гарри Белафонте. Его мелодии, как и яркие цвета в загробном мире, добавили фильму вдохновлённости и непредсказуемости. Такая тенденция будет прослеживаться и в последующих бертоновских фильмах.

В вышедшем в 1989 году "Бэтмене" на данный момент представлен самый грандиозный из написанных Эльфманом скор, полный энергии и возвышенности. Бравурные и мрачные композиции с оттенками нуара пришли на смену экстравагантным и наивным саундтрекам прошлых фильмов. Скор, как и фильм, звучит немного не "по-бёртонски" и походит скорее на более позднюю работу Эльфмана в эпопее Сэма Рэйми "Человек-паук".

Любовь композитора к музыке Бернарда Германа, несомненно, повлияла на музыку этого фильма. В картине есть и несколько песен самого Фиолетового Парня (вовсе не Джокера). Принц записал девять песен для фильма и выпустил их как свой одиннадцатый альбом, эти песни добавили в мрачный мир Готема определенные броские нотки, и даже песня с названием "Танец летучей мыши" оказалась неплохой.

Если "Бэтмен" - самый масштабный из бертоновских фильмов, то "Эдвард руки-ножницы" – самый личный. Дэнни Эльфман взял за музыкальную основу Рождественскую тему, преобладающую в фильме, чем придал ему теплый и немного задумчивый тон, намекающий на грядущие события. Дэнни неоднократно отмечал, что музыка фильмов 1930-40 годов оказывала на его творчество сильное влияние, а в особенности на фильм "Эдвард руки-ножницы". Именно эта картина дала Эльфману возможность проявить себя не только как создателя мелодий, но и рассказчика. Этот скор, сочетающий праздничные мелодии, мексиканские ритмы и цыганские напевы вполне можно назвать оперным. В одном из интервью Эльфман даже признался, что из всех скоров, им написанных, скор для "Эдварда» - его самый любимый.

Скор к фильму "Бэтмен возвращается" (1992) получился более «бёртонским» по духу (и, как отмечают некоторые, по качеству). В этой картине Эльфман добавляет хор в несколько мелодий, тем самым создавая жуткую атмосферу, которой, в общем-то, и не доставало в предыдущем бэт-фильме. Особенно проявляется сила музыки Эльфмана в излучении симпатии ко всем персонажам, в том числе и злодеям. Даже в интимных (интимных для фильмов о Бэтмене) сценах чувствуется присутствие некой атмосферы, заставляющей нас остро ощущать связь с персонажами.

"Кошмар перед Рождеством" (1993), спродюссированный Бёртоном, безусловно, стал одним из триумфов Дэнни Эльфмана не только как композитора, но и песенника, и вокалиста. Детство Бертона прошло под знаком старых рождественских мюзиклов, быть может, поэтому он и создал историю, которая, если смотреть поверхностно, стала насмешкой над такими мюзиклами, но в результате заняла одно из самых почётных мест в списке данных фильмов и стала истинной классикой. Музыка в фильме постоянно меняется: от чарующе-пугающей до радостно-приятной.

В этой картине наиболее сильно проявляется значимость музыки в творчестве Бертона, ведь именно она является важным элементом повествования, продвигает вперед прекрасный сюжет и погружает зрителя в эмоциональное состояние персонажей, не теряя при этом своей мелодичности – песни из этого фильма запоминаются на долгие годы.

В фильме "Эд Вуд", дани уважения Бёртона к "худшему режиссёру в мире", музыка написана уже не Эльфманом, а композитором Говардом Шором, создавшим саундтрек к знаменитому "Властелину колец". Тем не менее, уникальный «бертонский» стиль здесь сохранился. При создании музыки Шор использовал инструмент терменвокс, получивший известность благодаря фильмам о монстрах пятидесятых годов. Неземные звуки, которые способен издавать терменвокс, стали центральной частью в звуковой дорожке фильма.

Собственно, и без терменвокса, скор Шора просто отлично подошел к самому фильму. Если сравнивать этот саундтрек с предыдущими, написанными Эльфманом, то огромные различия и совсем небольшие сходства поражают. Но, несмотря на все эти сходства и различия, скор Шора звучит совершенно по-бёртонски, что еще раз доказывает, что уникальный способ повествования Бёртона влияет и на людей, работающих с ним.

Следующая совместная работа Бертона и Дэнни Эльфмана – фильм 1996 года "Марс атакует!". Для создания некоторых мелодий в этом фильме также использовался терменвокс, в качестве отсылки к жанру, вдохновившему на создание фильма. Если картина Бертона – не только лишь научно-фантастический фильм класса "Б", но в коей-то мере и сам является таким фильмом, созданным фанатом, то это же самое можно сказать и о скоре Эльфмана; создается такое впечатление, что весь он исписан словом "улыбочку". Но в этом заключена и часть его привлекательности. Как и сам фильм, саундтрек к нему не претендует на серьезное восприятие и позволяет зрителю веселиться, пока в это время персонажи устраивают клоунаду на экране.

Снятая Бертоном в 1999 году "Сонная лощина" – до ужаса мрачная и атмосферная версия "Легенды Сонной лощины". На данный момент это наиболее серьезная и драматичная работа режиссера, и грандиозный скор Эльфмана во всех отношениях отражает эту атмосферу, он получился гораздо более мрачным, чем скоры к остальным фильмам Бертона. Для создания жуткого эффекта композитор вновь использовал хор, а также для некоторых необыкновенно страшных сцен применил динамический диапазон звука.

Если прослушать саундтрек отдельно, в некоторых мелодиях, (особенно во время кульминации), можно заметить резкость звучания, не наблюдавшуюся ранее в скорах Эльфмана. Это создает еще более мрачный подтекст, лишь слегка намеченный в самом фильме, возможно, что другой композитор мог и не заметить этого.

Ремэйк "Планеты обезьян", вышедший в 2001 году, скорее всего, одна из самых слабых работ Бертона, однако музыка этого фильма, написанная Дэнни Эльфманом, является наиболее разнообразной из всех его работ. Известно, что Бертон сразу хотел начать с фильма, а титры пустить на фоне первых сцен на космической станции. Эльфман же уговорил Тима сделать отдельную сцену титров, для того чтобы задать тон, а также подготовить вселенную фильма к повествованию.

Музыка, основанная на масштабном и сильном звучании ударных инструментов, передает всю суть обезьяньей культуры. Этот саундтрек создавался Эльфманом с большим энтузиазмом, так как сам он играет на барабанах и даже сам создал несколько типов.

Для скора Эльфмана к "Большой рыбе, не так давно вышедшему шедевру Бертона, характерно наличие множества аллюзий к скорам, созданным им для других бертонских фильмов. В своем роде, это и наивысшая точка, и новое слово в творчестве как для Эльфмана, так и для Бертона. Возможно, что сам скор – не самый потрясающий у Эльфмана, но использованная Бертоном поп-музыка помогает вдохнуть жизнь в его мир. Использование моментально узнаваемой музыки из конкретной эпохи важно не только для определенной степени временной ориентации зрителя, но и для возможности понять, каким же, в сущности, является Эдвард Блум. Зритель видит окружающий мир глазами самого героя - Эдварда Блума, поэтому и весь фильм можно снабдить подзаголовком "Мир по Эдварду Блуму".

Бертонская трактовка данного персонажа чувствуется и в используемой музыке, годы юности Блума сопровождаются такими музыкантами, как Элвис Пресли и Бадди Холли, так что зритель легко может представить, что в идеальном мире Эдварда все слушают подобную музыку.

В фильмах Бертона виды музыки достаточно широко варьируются, как и сами фильмы, однако всем им присущи общие черты. Как бы ни звали композитора, создающего композиции - Эдди Ведер или Дэнни Эльфман, музыка всегда придает волшебство и причудливость изображениям, создаваемым Бёртоном. И это еще раз доказывает необыкновенную силу бертонских образов и подходящих им звуков.

На правах рекламы:

Чугунные печи для сада купить pechi-38.ru.

• Тарифы и цены на битрикс24 dev.simix.pro.

• Детальная информация зеркало 1 вин на сайте. Смотрите подробности pin up bet у нас. • Самая актуальная информация духи 20 мл на блистере на сайте.