A look at canines in Tim Burton Movies

В самом начале своего творческого пути режиссер Тим Бёртон стал использовать одну интересную тему, которая впоследствии встречалась во многих его работах. Это животные - собаки, которые в большом количестве, живые и мертвые, появлялись в его картинах. Пожалуй, можно особо выделить три фильма Бёртона, где собаки сыграли не последнею роль, а иногда и выходили на первый план - это картины "Франкенвини", "Кошмар перед Рождеством" и "Труп невесты".

В фильме "Франкенвини" сюжет повествует о маленьком мальчике Викторе, который теряет своего верного друга - собаку по имени Спарки. Спарки был лучшим другом мальчика, всеобщим любимцем, его знали все в округе. И вот однажды пес погибает под колесами автомобиля. Его хозяин Виктор (его роль исполнил актер Беррет Оливер) очень переживает потерю.

В один прекрасный день в школе на уроке естествознания преподаватель рассказывает ученикам теорию, согласно которое существует вероятность вернуть к жизни любое мертвое существо, если через тело пропустить большой заряд электрического тока. Виктор загорается идеей вернуть к жизни Спарки. Мальчик тщательно готовится, прорабатывает план действий. После череды попыток, Викотор оживляет пса. Вот только на самом деле это видимость жизни. Мертвая собака ведет себя в принципе, как живая, только на ее теле есть швы и болты, торчащие из шеи...

Любопытно, практически аналогичный сюжет зритель может наблюдать в другом фильме Тима Бёртона "Труп невесты". Здесь режиссер также решает вернуть к жизни мертвую собаку. По сюжету картины Виктор Ван Дорт (персонажа озвучивает Джонни Депп) на свадьбу получает необычный подарок от Эмили (озвучивает Хелена Бонем Картер). Подарком оказывается пес Виктора, Скрэпс, умерший задолго до описываемых в картине событий. От Скрэпса остался лишь один скелет, но, несмотря на это, собака ведет себя, как живая - выполняет команды, играет с другими псами. В фильме не упоминается причина смерти Скрэпса - скорее всего, он умер от старости.

Вообще, тема смерти занимает значительную часть в творчестве Тима Бёртона. Режиссер символически ассоциирует смерть животных с загробной жизнью. Причем именно собаки выступают основными зверюшками. Не то, чтобы Тим не любил кошек - в некоторых фильмах есть и они, однако же, собаки встречаются гораздо чаще в картинах режиссера.

Третий фильм, где не последнюю роль играет собака, - это картина "Кошмар перед Рождеством". В двух предыдущих лентах собака являлась лучшим другом своим хозяевам, причем хозяев звали одинаково - Виктор. В этот раз собака появляется уже в мертвом виде, это уже не скелет, а просто призрак. Пса зовут Зеро, его хозяин Джек Скеллингтон был очень привязан к своему питомцу. Изречение "собака - друг человека", как и в двух ранее описанных картинах, здесь очень актуально.

По сюжету фильма "Кошмар перед Рождеством" Джек готовится к встрече рождественской ночи, однако череда обстоятельств путает все его планы, и он оказывается в довольно затруднительном положении. Густой туман застилает всё вокруг, лишая возможности что-либо разглядеть. Джек очень опечален, ведь его надеждам на встречу Рождества не суждено сбыться, но тут появляется его пес Зеро со своим ярко блестящим носом. Джек ставит собаку во главе своей повозки, чтобы пес освещал ему путь.

Зеро здесь играет очень важную роль - если бы не было собаки, сюжетная линия картины была бы другой. По большому счету, именно пес спасает Рождество, и Джек чувствует себя очень обязанным своему верному другу.

Все три картины очень разные по своему художественному построению, по стилистике, однако всех их объединяет одна тема - тема собак, аспекты смерти, загробной жизни. Все животные в фильмах умерли, но были возвращены к жизни чудесным образом. Зритель не знает, каким образом погибли Зеро и Скрэпс, и это, можно сказать, оригинальный режиссерский ход. Бёртон заставляет аудиторию самой фантазировать, воображать, додумывать.

Тема лучших друзей полностью раскрыта в картинах "Франкенвини" и "Труп невесты". В этих фильмах существует определенная связь между хозяином и собакой. Виктор очень рад возвращению Скрэпса, память о псе никогда на самом деле не покидала юношу - зритель может это понять, увидев портрет собаки в комнате Виктора. "Франкенвини" по большому счету всего лишь история о мальчике и его собаке. Однако эта собака не просто домашнее животное, но и лучший друг. Связь между Виктором и Спарки очевидна. Потерю пса мальчик переживает, словно потерю близкого человека.

Такая сфокусированность на смерти является патологией. Но не в кинематографе. В кино это просто особый мир - мир фантазий. Если посмотреть внимательнее, то три перечисленных фильма, на самом деле, являются фильмами именно о жизни. Даже после смерти лучшие друзья оберегают человека - вот глубинный смысл этих картин.

Стоит отметить, что Зеро и Скрэпс очень похожи; они оба персонажи кукольных анимационных фильмов, и оба они в некотором роде представляют из себя останки. "Франкенвини" - это, по большому счету, адаптированный известный роман "Франкенштейн", только в мультфильме речь идет не о человеке, а о животном. Тим Бёртон показал себя великолепным рассказчиком, совместив старую историю оживления мертвеца и новые тренды в одной картине. В целом, все три фильма очень схожи как раз из-за своей морали - хорошо иметь друзей, которые помогут тебе даже после своей смерти.

В заключение стоит отметить, что собаки всегда играют очень важную роль в творчестве Тима Бёртона. Псы всегда являются верными друзьями. Собаки не выходят на первый план, однако вся сюжетная линия строится именно вокруг них; они помогают главным героям справиться со своими страхами, неудачами. Так, Джеку собака помогает в туманном пути, освещая дорогу. В "Трупе невесты" показана просто искренняя дружба Виктора и пса. А в "Франкенвини" собака просто помогает маленькому мальчику пройти через сложные жизненные испытания.

На правах рекламы:

globfin.ru